«Дети прощают все ошибки своих родителей. Есть только одна вещь, которую они не могут простить: отсутствие у родителей надежды, надежды, наполняющей каждый день ожиданием и удивлением. Отец (и мать прим. автора) это тот, кто может держать ответ перед обращенным на него глазами ребенка, спрашивающими об одном: «Дорогая мама, дорогой папа, покажите мне, что имело смысл приходить в этот мир».

Этот отрывок прекрасно суммирует все, о чем мы говорили в первой части, но призвание материнства это двухстороннее свидетельство: с одной стороны мы ребенку свидетельствуем о Боге (см #тыжемать1), а с другой — мы становимся первыми свидетелями того, как ребенок открывает себя и этот мир. Он считывает жизнь, ориентируясь на нашу реакцию на него самого и его действия. То есть, ребенок открывает свое достоинство, свою ценность, свою свободу через нашу реакцию на него. Чтобы это все открыть, нужен свидетель, который подтвердит: «Да, конечно, у тебя есть достоинство. Конечно же, ты имеешь дар свободы. Конечно же, ты достоин уважения». Мы призваны к тому, чтобы засвидетельствовать о самых великих вещах в жизни ребенка. И именно от нашей реакции будет зависеть, как ребенок будет воспринимать себя и весь окружающий мир в дальнейшем.

Хочу вспомнить притчу о блудном сыне. Отец дает часть наследства и отпускает без угроз, без манипуляций, слышите? — отпускает. Быть свидетелем – это отказаться от насильственного навязывания своих ценностей, а это сложно, так как есть риск стать свидетелями глупого прожигания того, над чем мы тяжело трудились: мы вкладывали все, чтобы ребенок был здоров и образован, а взамен он может выбрать путь саморазрушения. Поэтому в материнстве может быть много страдания, отчаяния, бессилия и даже горечи. Но даже этот опыт помогает нам еще лучше понять Бога, ведь многие страницы Библии — это исповедь Отца, любимое дитя которого выбрало путь саморазрушения (Осия 11).

Недавно увидела шутку:

- Почему Бог попросил Авраама принести в жертву своего сына, когда тому было 12?

- Потому что в 13 это была бы уже не жертва. *

Когда блудный сын вернулся, он сказал: «Согрешил я перед небом и перед Тобою». Пусть и через такой опыт, но он открыл для себя Небо. Сначала Отец был свидетелем Неба для своего сына, так же отец смог стать и хорошим свидетелем образа Божьего в своем ребенке через уважение достоинства и свободы сына —он дал ему выбрать и испробовать выбранный путь. Когда мы свидетельствуем о Небе, это может достигать детей по-разному и в разное время. Но в минуты отчаяния мы знаем, что Бог любит наших детей больше, чем мы.

Помните Анну? Ее история — это хороший урок для нас: она четко понимала, что ее ребенок принадлежит не ей, а Богу. Чтобы признать своих детей даром, который мы посвящаем Богу, мы должны стать свидетелями их достоинства, ценности, уважения и свободы.

Два ключевых момента материнства указывают на то, что оно не ограничивается опытом физического рождения детей. Быть свидетелем можно не только для своих физических детей. На самом деле, Бог призывает нас взрослеть и становиться духовными матерями и отцами не только для своих детей. А также если у нас самих не было таких родителей, которых мы хотели бы, то Бог дает возможность смотреть на Него и учиться видеть себя и мир через Его реакцию на нас. А Его реакция полна любви, нежности и милосердия.

«Ваши дети – это не ваши дети. Мы все являемся отцами и матерями той тайны Бога, которая таинственно обитает в личности каждого ребенка и каждого человека.» И мы должны служить этой тайне. Эта тайна не принадлежит нам, она облекается в плоть через нас, но она больше, чем мы. И мы должны служить ей таким образом, чтобы каждый из наших детей через нас открывал единственное отцовство, и чтобы рано или поздно смогли сказать: «Отче наш, сущий на небесах».

*из книги Learning to dream again. Sam Wells

цитаты: А. Филоненко в предисловии к книге Ф. Нембрини «От отца к сыну»

 

Автор: Елена Товянская, ц. Филадельфия, Ирпень

Картина: Мать и сын на берегу 1902 г. Пабло Пикассо