«Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным, по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится». (1 Петра 1:1,2)

В своем послании Апостол Петр обращается к «скитальцам, рассеянным на чужбине», людям, находящимся в различных уголках империи. Среди таких мест упоминаются Понт, Галатия, Каппадокия, Асия и Вифиния. Некоторые регионы были отдаленными и далеко не лучшими для жизни. Вероятно, рассеяние произошло не по воле тех, кого оно постигло. Внешние обстоятельства вынудили этих людей покинуть прежнее место проживания. Однако Апостол обращается к ним, как бы далеко они ни были, ведь Слово Божие достигает каждого места. Вместе с тем, именно они, жители различных провинций и городов, и названы избранными. Здесь не упомянуты их привилегии, родословная, нет указания на их богатство или положение, очевидно, не их социальный статус, не их состояние и место проживания определяли их избранность. Их избрание происходит от Бога всей земли, и не зависит ни от чего другого: «…избранным, по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа».

Сегодня нет избранных мест, есть избранные люди. Ветхозаветная история была связана с определенными местами. Божия Слава и Его присутствие (Шекина), проявлялась во время Исхода, Божие присутствие сопровождало Израиль в пустыне в виде столба огненного и облачного (Исх. 13.21). Божие присутствие обитало в Скинии и Ковчег  Завета был знаком Его участия в истории Израиля. Храм, Иерусалим, земля Израиля были местом действия Бога, ареной Его дел. После разрушения храма и пленения, иудейские богословы считали, что Бог был с ними и в изгнании, что позволило им сохранить веру и выжить. Однако не следует думать, что  Творец всего был связан лишь с определенными местами, скорее это надо понимать как самоограничение Бога, Его свободное решение действовать таким образом. Вместе с тем, в Новом Завете Бог говорит нам в Сыне (Евр. 1.1-2). Христос оставляет обетование Апостолам: «Се Я с вами, до скончания века…». Мы становимся свидетелями того, что Бог желает достигнуть людей от Иерусалима и до края земли. Отныне периферии не существует. Место, где ты находишься, и является центром. Порой мы мучимы осознанием того, что жизнь происходит, где-то в другом месте. Много наших сограждан эмигрируют, чтобы найти такое место. И действительно, лучшие экономические, социальные и правовые условия могут в значительной мере способствовать развитию человеческого потенциала. Здесь речь о другом – ни место, ни обстоятельства не придадут ценности нашей жизни, если мы не поймем, что ценность сообщается нам Богом. Таким образом, всякое место становится особенным, для Божиих людей.

Для христианина каждое место может быть родным и должно быть чужим. Апостол говорит о христианах как о странниках или скитальцах. У них нет постоянного  места на земле, и, однако, они призваны быть солью этой земли. Они живут в мире, но не от мира. Апостол говорит о христианах, как о тех, кто искуплен от бесцельной, безрезультатной и пустой жизни (1 Петра, 1.18). Поэтому, нам не следует быть захваченными различными обстоятельствами, без конца смотреть в окно и сетовать на время. Это «освобождение от», также является «освобождением для». Каким бы ни было наше общество, мы призваны быть светом в нем. Это тот момент, когда ответственность переходит на народ Божий – способствуем ли мы торжеству истины и справедливости? Провозглашаем Славу Бога? Известны ли мы добрыми делами во имя Его?  Мы призваны поведать миру величественную историю и всей жизнью говорить о «великих деяниях Того, кто призвал нас из тьмы в Свой дивный свет» (1 Петра, 2.9).

Нам также не следует быть слишком захваченными собой, своими эгоистическими интересами, мелкими вещами, своим настроением. Ни наши вершины, ни долины не определяют нашу судьбу, как тот факт, что мы избраны не собою для себя, а Богом ради Него Самого.

И еще одно замечание, задевающее нас своей правдивостью - Апостол Петр здесь утверждает, что достойные люди могут быть преследуемы, рассеяны, терпеть лишения, и, в то же время, исполненными славы Божьей. Таковым был опыт и Апостола Павла,  когда он писал, что «сие сокровище мы носим в глиняных сосудах» (2 Кор., 4.7).  И еще: «…мы неизвестны, но нас узнают... нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем. (2 Кор. 6:9,10). Для добрых перемен в нашем обществе и стране, нам нужно больше таких христиан. Каждый может стать одним из них.

Валерій Секісов

Недільна проповідь 5.03.2017

ц.Філадельфія, м. Ірпінь