В Нагорной проповеди (Евангелие от Матфея, 5 глава), Иисус использует три метафоры – свет, соль и город на горе, чтобы продемонстрировать важную характеристику Царства Божия – его видимость, и, следовательно, его реальность. Итак, какова задача Церкви исходя из слов Иисуса? То, что можно описать в терминах рекламы и PR? Вовсе нет. Задача значительно глубже.

Слова Иисуса о том, что «…нет ничего тайного, что не было бы узнано» (Евангелие от Матфея, 10.26), как нельзя лучше соответствуют нашему времени всепроникающей информации, когда события в отдаленном городе становятся достоянием широкой общественности, а необычную историю либо случай, могут услышать миллионы людей никаким образом к этому непричастных.

В Нагорной проповеди (Евангелие от Матфея, 5 глава), Иисус использует три метафоры – свет, соль и город на горе, чтобы продемонстрировать важную характеристику Царства Божия – его видимость, и, следовательно, его реальность. Подобный мотив, мы обнаруживаем и в других текстах. Таким образом, слова Иисуса, указывают на то, что Его целью не было создание тайной общины, с которой Он делился бы секретным знанием, напротив, Его проповедь обращена ко всем, кто готов услышать, а  грядущее Царство Божие следует возвещать открыто, публично.

Интересно, но Иисус в первую очередь обращается не к власть имущим или к фарисеям и законоучителям, но общему собранию, следующих за ним людей. Эти слова адресованы всему народу, а также ученикам, собравшимся вокруг. «Вы – свет миру», звучит как предназначение, императив. Теперь это их задача – сделать видимым событие грядущего Царства Божия. Через них, действительность этого Царства становится действительностью этого мира.

Не мудрено испытывать страх, слыша подобное. Каким образом сегодня последователи Иисуса могут отреагировать на такой призыв? Встречая вызовы современности, в среде многоликого города, как церковь может отважиться на такое? Не слишком ли велика честь, оказана, наверное, не самым выдающимся последователям Христа в истории? А как же история ошибок, падений, громкие скандалы? Кто способен выполнить подобную задачу?

Более того, видимость предусматривает доступность, преодоление собственной исключительности, ведь святыня, сокрытая от всех, не является святыней. Церковь не может возвещать истину из высокой башни. Быть видимым, значит находиться в пределах досягаемости. Это не только возможность говорить, но и быть понятым. Словами Роуэна Уильямса: «Христианин в одно и то же время чувствует себя обязанным нести в мир Благую весть – и понимает, как легко его проповедь может стать безбожной, неспособной никого изменить».

Видимость предусматривает также уязвимость. В свете Божьего Царства так видны недостатки и пороки. Церковь видима, и поэтому (хотя и далеко не только по этой причине) подвергается осуждению и критике. Происходит «суд мира сего», и, однако, парадоксальным образом, проявляется сила Божья.

Итак, какова задача Церкви исходя из слов Иисуса? То, что можно описать в терминах рекламы и PR? Вовсе нет. Задача значительно глубже. И здесь велико искушение дрогнуть, отступить. Однако, кто кроме Церкви призван передавать смыслы в современное общество, созидать отношения, апеллировать к высшей справедливости, или,словами Бонхеффера, «принести человечеству и миру слово искупления и воссоединения»? Действительно, проще сетовать на тьму, когда нет решимости зажечь свечу.

Что это значит для нас сегодня? Остановимся, указав, по крайней мере, три простых практических следствия:

Во-первых, видимость Царства предусматривает целостность, искренность намерений и действий христиан в мире. Апостол Павел говорит о своем служении, в котором «представляет себя совести всякого человека» (2 Коринфянам, 4.2). Почему мы, как христиане, делаем то, что мы делаем? Ведь, в конце концов, неверные мотивы будут вскрыты. Во-вторых, видимость Царства связано с качеством всего того, что христиане совершают ради исполнения воли Бога. Также, видимость предусматривает сотрудничество. Иисус обращен к сообществу учеников: «Вы - свет миру». «Вы – письмо Христово» - написал Апостол Павел церкви в Коринфе. Таким образом, Христос оставляет общину учеников для выполнения Божьей миссии. «Те, кто послан во имя Иисуса, также являются носителями присутствия Царствия Божия» (Лесли Ньюбигин). Поэтому, Церковь призвана строить мосты сотрудничества, что предусматривает преодоление различных барьеров и стен. Видим ли мы в других наших союзников, наших братьев и сестер? «По тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою…» (Евангелие от Иоанна, 13.35). 

Валерій Секісов

Листопад, 2017