Главной темой книги Деяний безусловно является Святой Дух и Его работа в рождении и становлении церкви, а также Его действие в жизнях отдельных людей. Сама книга начинается с обещания Иисуса послать Духа Святого для учеников (1 гл). 5. Потому что Иоанн крестил водой, а вы через несколько дней будете крещены Святым Духом. Во 2-й главе мы видим исполнение этого обещания для учеников-евреев, а далее мы читаем, что это происходит и с учениками из язычников (10 гл.).

Читая эту книгу, мы видим, что после «крещения» Духом происходит само рождение церкви. Дух Святой выбирает людей (13:2), и места, куда Он посылает их с миссией (13:4). Он дает мудрость в решении споров (15:28), Он выбирает служителей для церкви (20:28). Читая многочисленные места, где упоминается Дух Святой, мы видим, что даже обман в церкви (5:3) и противление церкви (7:51) воспринимаются учениками не в отношении себя самих, а прежде всего в отношении к Духу Святому.


В тоже время мы понимаем, что книга Деяний описывает период зарождения и становления церкви и от описываемого периода нас отделяет не только разница почти в 2000 лет, но и все то, что связано с культурно-историческим контекстом. Многое, что было в первой церкви мы не можем повторить и воссоздать, да и делать этого нам не нужно. Но что общего должно быть между первой церковью и нашей?  Чему мы должны постоянно учиться у первой церкви? Ведь часто мы говорим о том, что протестанты хотят максимально приблизиться к первой церкви? Что это означает на самом деле?

Читая книгу Деяний, мы понимаем, что в первой церкви все делали по инициативе и руководству Духа Святого, именно поэтому, перечитывая эту книгу, мне показалось, что самой главной отличительной чертой первой церкви являлось то, что ученики сохраняли тесную и трепетную связь с Духом Святым. Автор книги Деяний подчеркивает, что абсолютно НИЧЕГО не делалось без руководства Духа Святого.

Размышляя о Троице, мы видим, что именно Дух Святой ближе всего к нам, Бог в лице Духа Святого стал настолько близким, что поселился в нас. Не только с нами, но именно в нас. Благодаря этому Он может изнутри воздействовать на самый центр нашего естества: на наше мышление, взгляды, чувства и эмоции. Мы видим, что рождение церкви происходит после того, как Дух Святой начинает жить в учениках.  Ведь еще когда Иисус обещал Духа Святого они думали о земном «не в это ли время…» После Пятидесятницы мы уже видим церковь, которая движима перспективой вечности.


22. В Нем и вы созидаетесь вместе, чтобы стать жилищем, в котором Бог живет Своим Духом. (Послание к Ефесянам 2:22)


17. Он пришел и принес Радостную Весть о мире вам, бывшим далеко от Него, и тем, кто был близок к Нему,  18. поэтому через Него мы все в одном Духе получили доступ к Отцу. (Послание к Ефесянам 2:17,18)


Быть похожими на первую церковь — это страсть иметь такое же трепетное отношение, быть настолько же чувствительными к Его голосу, ощущение полной зависимости, подчинение Его воле и жизнь по Его руководству.


Понятно, что все мы этого хотим, но вопрос, как это сделать?


Написано, чтобы мы исполнялись Духа.


18. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом…
(Послание к Ефесянам 5:18)


34. ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа.
(Св. Евангелие от Иоанна 3:34)


Бог дает Духа без меры, вопрос в том, насколько мы даем ему свободу действовать в нас и через нас, насколько мы помещаем себя в те условия, в которых Духу Святому удобно с нами работать. Написано, что цель, с которой Бог нас призвал, это «чтобы смертное поглощено было жизнью» 2 Кор 5:4.  Все наше человеческое смертно, но Бог хочет, чтобы Дух Святой, который от Бога и оставлен в нас как ЗАЛОГ смог подчинить себе все наше естество.


Сколько свободы ты даешь Духу Святому в своей жизни?


Что является препятствием для работы ДС?


Мы хотели бы выделить несколько препятствий эффективной работы Духа Святого.


1.Неверие
Все мы читали, что «без веры Богу угодить невозможно», а также упоминание о том, чтоИисус не мог сотворить много чудес в своем отечестве «по неверию их». Как укрепить веру — написано, что «вера от слышания», то есть вера укрепляется при чтении, размышлении и изучении Писания.


2.Грех
Грех делает нас глухими по отношению к Духу Святому. Библия называет Его Духом Святости.4. а через воскресение из мертвых, по Духу святости, был объявлен полноправным Сыном Божьим во всем Его могуществе  (Послание к Римлянам 1:4)


3.Религиозность
В 14 главе книги Деяний мы читаем, как исцеление в Листре привело к тому, что язычники решили, что сами боги сошли с небес в образе Павла и Варнавы. Мы замечаем большой контраст между тем, как такие же чудеса, совершенные учениками среди евреев, вызывали у них большое желание убить учеников. Даже читая о Стефане мы замечаем:


8. А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.
(Деяния св. Апостолов 6:8)


Но среди евреев это вызвало споры и гонения, а самого Стефана убили. Почему одинаковые чудеса вызывают такую разную реакцию: одни хотят убить, а другие поклониться?

Если мы внимательно прочитаем Евангелия и Деяния, то увидим, что именно религиозность является самым большим препятствием слышать Духа Святого. Что такое религиозность?  Это когда я люблю свои убеждения о Боге больше самого Бога и хочу, чтобы Он всегда действовал согласно моим убеждениям. Если бы Христос пришел к простым язычникам-грешникам, они бы покаялись, скорее всего. Евреи сделали бога из своих собственных убеждений о Нем, сам Бог перестал им быть интересен. Эта опасность всегда существует рядом, при слове «религиозность» мы часто вспоминаем другие конфессии, а на самом деле многие протестантские общины давно погрязли в поклонении своим представлениям о Боге, вместо Него самого. Мы должны бодрствовать. Бог будет пытаться разрушить такие убеждения, чтобы научить нас постоянному общению с Духом Святым, но окончательное решение всегда за тобой. Когда мы любим свои убеждения и представления о Боге, больше Его самого, мы не можем слышать Духа Святого.


Дальше в 17 главе мы находим, что должны делать любящие Бога, когда они сталкиваются с каким-то вопросом. Ведь в нашей жизни часто возникают вопросы, на которые мы хотим найти ответы, которые бы согласовывались с Божьей точкой зрения. Одни говорят, что иные языки предназначены и для сегодняшнего времени, а другая часть протестантов говорит, нет, а только для учеников, а что мне делать? Представьте, ведь для евреев того времени евангелие было новым?  Правильно, они обращаются к Писанию, и автор называет такое поведение «благомысленным».


11. Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. (Деяния св. Апостолов 17:11)


Другой пример мы также видим и тогда, когда среди учеников было разделение на религиозную группу, которая так привязалась к обрезанию и своей уникальности, что никак не могла послушать Духа Святого. Такое явление можно часто наблюдать в протестантских общинах, которые купаются в ощущении своей уникальной избранности, но если они не будут прислушиваться в Духу Святому и не будут послушны, то они не смогут слышать Духа Святого.


Мы видим, что Дух Святой созидает церковь Христа по своему принципу и даже для учеников Его действия часто не понятны. Мы видим, как ДС изменяет и самих учеников, именно таким вопросом и стало обрезание. Нам тяжело оценить значение обрезания, мы слишком далеки от еврейской культуры. Но это было тем, что делало тебя принадлежащим к Божьему избранному народу. Быт. 17:10-14, Нав 5:2-8,  ты становился частью народа, у которого завет с самим Богом. И здесь мы видим, что это было очень нелегко оставить позади и идти дальше за ДС. Дух Святой показывает, что каждый имеет шанс стать частью народа Божьего, теперь у всех равные шансы. И Он изливает Свой Дух не только на учеников, но и на язычников (Корнилий), Петр не возлагал своих рук, Дух Святой сделал это раньше, чем ученики. Он показал, что теперь не телесное обрезание делает человека частью народа Божьего, а ЗАЛОГ Духа Святого и этот новый народ Божий и составляет церковь. Если раньше, нужно было показать послушание в болезненном отрезании своей плоти, то сейчас благодаря Христу Бог сам Духом Святым вселяется в наши сердца.


20. ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь», — в славу Божию, через нас.

21. Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,

22. Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.

(Второе послание к Коринфянам 1:20-22)

4. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
5. На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
(Второе послание к Коринфянам 5:4,5)

13. В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом,
14. Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его.
(Послание к Ефесянам 1:13,14)


4.Недостаток личной духовной и душевной дисциплины
На самом деле, недостаток дисциплины является очень серьёзным препятствием для Духа Святого в нашей жизни.


42. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
Дн. 5:42

Мы видим, что «преломляли хлеб по домам» -  для первых учеников жизнь целостного посвящения Богу, когда семья садилась за стол, это как церковь собиралась. Нет церковной жизни и домашней жизни, а есть одна жизнь во Христе. Нам сегодня очень часто не хватает такой целостности, когда бы не было четкого разделения на церковное и нецерковное, но все было соединено во Христе. Первых учеников отличало горячее желание знать истину глубже, общность духа, молитва, которая показывает сильное осознание учениками своей зависимости от Бога.

Также мы должны быть гораздо строже к тому, что попадает в нашу жизнь. Мы должны не только убирать из нее откровенно греховное и злое, но и оценивать, насколько что-либо способствует созиданию нашего христианского характера. Хорошо об этом сказал Пайпер:


О телевидении


«Главная его беда не столько в том, сколько грязи там можно встретить, хотя это и жуткая проблема. Только реклама способна посеять плодородные семена жадности и похоти, не важно, какую программу ты смотришь. Более серьезная проблема – банальность. Разум, который ежедневно кормится телевидением, оскудевает. Он был создан, чтобы знать и любить Бога. Его способность к этому великому призванию разрушается чрезмерным потреблением телевизионного продукта. Содержание программ настолько тривиально и поверхностно, что способность разума мыслить достойно сокращается, а способность сердца чувствовать глубокие эмоции сжимается.» Пайпер «Не трать свою жизнь напрасно»

Это применимо не только к телевидению, но и ко всему, что входит в нашу жизнь.

Автор: Елена Товянская

ц. Филадельфия