Когда Бог творил человека, Он сделал из одного двоих, когда Бог создавал
семью, Он двоих сделал одним. Томас Адамс


История Сергея и Елены, 25 лет вместе, воспитывают троих детей и мечтают
усыновить еще двоих. 

Любовь умеет ждать

Сергей начинает рассказ с самого начала:

«Когда пришел с армии в 22 года, отец сказал, что жениться лучше в течении года, а то потом уже и не захочется. Так получилочь, что через короткое время познакомился в церкви с девушкой Еленой, она месяц как стала христианкой и присоединилась к нашей церкви.

Когда понял, что хочу  жениться, пошел к отцу и у нас состоялся такой разговор:

- Пап, я хочу жениться!

- Хорошо женись, на ком?

- На Лене.

-Женись, но я против. 

- А почему?

- Слишком красивая и … только месяц в церкви.

Пришлось продолжать молиться.

Прошло время, я опять к отцу и опять разговор:

 Пап, я хочу жениться!

- Хорошо женись, на ком?

- На Лене.

-Женись, но я на свадьбу не приеду, уеду к бабушке.»

Тем временем Лена и Сергей не теряли надежды и продолжали молиться. Лена сразу присоединилась к служению и они стали петь вместе, с них и началась в церкви группа прославления, а потом друзья шутили, что Сергей с Леной «спелись  на всю жизнь».

Через время опять разговор с отцом.

Пап, я хочу жениться!

- Хорошо женись, на ком?

- На Лене.

-Женись.

- Пап, а ты на свадьбу придешь?

- Приду, но молиться за вас не буду (благословлять во время венчания).

И опять молитвы и ожидания. Для Сергея, который рос в христианской семье, благословение родителей было важным, поэтому он решил, что хочет дождаться.

Так прошло еще время, все в церкви уже и пророчествовали дату свадьбы, потом стали переживать, что дата пророчества почти истекает. Вопросы «Ну когда уже?» стали повторяться все чаще. (Нужно быть внимательными к тому, а не задаем ли мы лишних вопросов)

А на дворе 90-е,  как-то во время ожиданий у  Лениной  мамы возникает шанс «достать» кровать, а такой шанс был тогда редким. Мама сказала: «Поженитесь, не поженитесь, а кровать будет.» Не знаю или кровать оказалась точкой в череде пророчеств, но после этого четвертая попытка разговора с отцом оказалась успешной – он дал согласие и на свадьбу, и на благословение. Сам же Сергей шутит, что все получилось потому, что Лена приняла самое «правильное» водное  крещение: у Лены страх перед волнами, а крещение было на Черном море, вот каждый раз, видя волны, она не донца окуналась в воду, поэтому пришлось, крестить ее во имя Отца, Сына и Святого Духа, и буквально силой опускать все три раза, пока не произойдет полного погружения.

Так сразу послушаешь и подумаешь, что отец Сергея был слишком строг, но почему-то лично мне вспомнилась история с Иисусом и Петром, когда Иисус спрашивал 3 раза: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?» Может такое отношение отца дало Сергею и Лене возможность на деле прожить свой выбор в пользу брака, основанного на любви, которая умеет ждать и доверять Богу.

Пилюля от эгоизма

Сергей вспоминает:

«После женитьбы первое о чем договорились, так это не жаловаться  друг на друга родителям. Родителей важно любить и уважать, но после того, как двое стали одним целым, свои проблемы нужно решать вдвоем.»

Это очень мудрое решение, родители нас очень любят и зачастую детям легко манипулировать такой любовью, а то потом выходит, что  ты уже жену  простил давно, а если успел нажаловаться перед этим родителям, то они могут это еще долго помнить.

Этот принцип был для Сергея с Леной очень важным, Лена смеется, что  один раз обиделась на мужа и ушла спать в другую комнату.  Утром, когда к ним зашла ее мама, Лена молнией замела следы, а потом снова постелила себе в другой комнате, главное, чтоб мама ничего не заподозрила.

Лена вспоминает:

«В первый год жизни мы с Сергеем серьезно поссорились и я сказала, что ухожу.  Возможно, что намерения мои не были серъезными, но я об этом заявила вполне серъезно. Сергей долго упрашивал, просил прощения, но я продолжала твердить свое, про себя думая: «Ну еще чуть-чуть и сдамся.» А тут Сергей говорит: «Ну раз ты так неумолима и твердо решла уйти, то держать не могу, иди.»

«Я поняла, что идти-то мне некуда, к маме я не пойду, но для вида чемодан собрала и вышла. Выйдя из подъезда, завернула за угол и стою, а Сергей смотрит с балкона и говорит: «Ну что пришла? Заходи домой.»

После этого случая семья решила, что манипулировать любовью нельзя, манипуляции всегда изнашиваеют любовь, разъедают ее как ржавчина и рано или поздно уничтожат ее, поэтому, как сказала Лена: «Больше таких «выбрыконов» у нее не было.»

Сергей и Лена решили не хвататься за родителей в период конфликта, а самим делать его эффективным и продуктивным. Ведь семейная жизнь невозможна без конфликта, но вопрос в том, какую форму он примет. Конструктивный и открытый диалог, признание необходимости в Божьей поддержке, решение прощать и готовность увидеть другого через призму его боли и жизненного опыта, а не собственных потребностей, могут помочь сделать наш конфликт продуктивным, таким, который сможет вывести наши отношения на новый уровень.

 Решение не вмешивать родителей в конфликты, не означает, что влияние наших семей, заложенные ценности и культура не будут влиять на наш брак, здесь иногда нужно потрудиться обеим сторонам. Но благодать Бога в том, что, в какой бы семье ты не вырос, какие бы ошибки не совершали твои родители, ты всегда можешь начать строить семью по той модели, которую дает тебе Бог.

Сергей вырос в многодетной семье суровой закалки, дарить подарки было не принято. Потом уже признавался, что, когда ухаживал за Леной, то каждый день приходил с шоколадкой, но так ни разу и не решился ей подарить, пришлось самому съедать по дороге домой.  

Лена вспоминает: « А когда на первое 8 марта он сказал мне: «Ну что, пошли выбирать тебе букет?» - я чуть не упала. Мне было очень обидно, что он не догадывается, что самое важное это букет выбранный им самим.»

Но вместо того, чтобы разочароваться, Лена просто честно об этом сказала. Создавая свою семью, мы должны понимать, что мы из разных семей, традиции которых будут на нас влиять, но важно об этом говорить честно и открыто. Нам нужна готовность учиться любить наших жен/мужей, так как они этого хотят, а не так как мы это наблюдали в своей семье.

Однажды Лена ждала возвращение Сергея с другого города и, выглянув на балкон, увидела как он везет на санках красивый букет.

-А почему на санках? – спросила

- Стесняюсь еще в руках носить.

Но главное в семейной жизни это желание меняться.

С букетами в этой семье связано много смешных историй. Уже прожив много лет вместе, в семье возникла ссора. Лена ушла на работу так и не простив мужа (может и простив, но только в душе, Сергей же об этом не догадывался). Сергей купил самый прекрасный букет роз, какой смог найти, подписал открытку и послал водителя такси к Лене на работу. Лена подхватывает рассказ дальше:

«Сижу я на работе (большое предприятие), тут все сотрудницы приходят и говорят, что меня ищет мужчина с букетом и загадочно добавляют, что «не муж». Все знают, что я христианка, а тут незнакомый мужчина с букетом. По чуть-чуть начали стягиваться сотрудники любопытные. Как назло, таксист в поисках нужного кабинета, предварительно зашел во все комнаты на этаже, поэтому уже знали все. Заходит наконец в мой кабинет, все глаза на таинственного незнакомца.

- Это вам,  просили передать.

Беру букет, достаю открытку и облегченно вздыхаю, читая: «От любящего мужа».  

Открытка у нее с собой до сих пор - много всего нажитого за 21 год так и осталось там, откуда нельзя забрать,  но  самое главное с ней.

Этот случай научил их, что любой конфликт нужно решать не только эффективно, но и быстро, ведь наша жизнь очень непредсказуема.

И станут одним целым

Сергей и Лена открыто признают, что многому им пришлось научиться, а во многом им помог Бог. Сергей говорит: « За 25 лет мы ни разу не упрекнули друг друга за финансы, вместе прошли самые трудные годы…»

Я думаю, что это вера в Бога помогает понять, что ни муж, ни жена не являются источником обеспечения, это Бог дает нам все, что мы имеем и что можем заработать. И как говорил Иисус: «Жизнь человека не зависит от изобилия его имения.» ( Евангелие от Луки 12:15) Важно не сколько ты имеешь, а насколько ты умеешь быть довольным тем, что у тебя есть. То, чего у вас еще нет, не должно быть препятствием в отношениях.

Традиционно считается, что муж является обеспечителем, но нам очень важно, выходя замуж, понимать, что источником нашего обеспечения является Бог, это Он может дать нам «хлеб наш насущный». Это не значит, что мы должны сидеть и только молиться, это значит, что и муж и жена должны быть готовы работать для своей семьи если это необходимо, и муж, и жена должны быть готовы к тому, что Бог будет давать обеспечение именно через них.

Знакомясь с этой семьей, особенно бросается в глаза единство, не только между мужем и женой, а сплоченность их как семьи в целом. Они высоко ценят единство, и даже, обсуждая покупки, ставят единство выше всего, если нет обоюдного согласия, то просто продолжают молиться и ждать согласия. Такой приоритет согласия и единства указывает на многое.

И Лена и Сергей признают, что их любовь укреплялась той любовью к Богу, которую они разделяли. А во многом их сплоченности способствовало и их служение в церкви, вместе служа Богу и другим людям, у них появилось еще больше общего, единство миссии.

У этой семьи был 21 год, чтобы подготовиться к серъезным испытаниям – началась война.

Лена вспоминает:

«Стрельба градов, сидим в подвале, а младшая дочь София, просит: «Мама пой мне все песни, где есть слова «не убоюсь.»»

Почему-то у меня возникла мысль, что может именно для этого и пела Лена в прославлении 20 лет… Ведь, чтоб петь в подвале во время обстрела своему ребенку, эти песни нужно не только знать наизусть, а и прожить. Не знаю, или мне  было бы что спеть… А может нам всем однажды придется прожить то, что мы привыкли петь на воскресных богослужениях.

«и не покину тебя до самой смерти»

Война для них пришла не только обстрелами. Когда Сергея и 14 летнего сына забрали в плен, то Лена отчетливо вспомнила супружескую клятву «и не покину тебя до самой смерти». Готовы ли мы быть верными до самой смерти?

Лена вспоминает, что когда пришла в комендатуру искать мужа и сына, то вела себя как абсолютно бесстрашный человек, кричала, требовала и громко стучала дверями, она поняла, что готова умереть. Но ничего не помогло.

В тот день я молилась: «Боже,  я прожила с ним всего-лишь 21 год, это время так быстро пролетело, я еще с ним не нажилась…»

Позже С Леной связался волонтер и предложил вывезти ее и двух дочерей,  а потом постараться освободить несовершеннолетнего сына, но Лена сказала, что она без Сергея никуда не уедет, а дочери сказали, что они будут с родителями до конца. Вот так, друг за друга «и в огонь, и в воду».

Сергея и его сына отпустили на 4-й день, но семье пришлось уехать, зная, что уезжают они навсегда…

Сегодня у семьи еще нет своего жилья, но они благодарны за то, что есть возможность снимать квартиру. Их мечты никогда не ограничивались тем, что есть, они твердо знают и верят, что их жизнь определяется не видимым, а Тем, Кто умер за них и воскрес. Сейчас мечтают о служении в своем доме и о том, как смогут усыновить еще детей…

Сергей с Леной много делились и о воспитании детей,  но я решила оставить их родительский опыт в кубе для следующего проекта.

Елена Товянская