Сегодня, мы живем в мире пост-правды. Информация, поступающая из различных источников, скорее искажает наше представление о действительности, чем помогает лучше ее понять. Социальные сети наводнены фейками – ложной информацией из неустановленных источников, некритичное принятие которой, провоцирует ее дальнейшее распространение. Подделкой может оказаться все что угодно: предметы одежды, медицинский  препарат, а также, взаимоотношения и наше «христианское» поведение. В такое время, что-то настоящее, подлинное обретает особую ценность.

Так же,  как Апостол Павел писал Тимофею, «…истинному сыну в вере» (1 Тим. 1.2), и мы желаем видеть искренность и неподдельность в своей семье, церковной общине, и, главным образом, в себе самих, не размениваясь на то, что не приносит настоящего удовлетворения.  Таким образом, наверное, самым серьезным вызовом современности является недостаток целостности.

Слово, которое было к Иеремии от Господа: …Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте. Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень». Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его, не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе, — то Я оставлю вас жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов. (Иеремия 7:1-7)

В 7 главе книги пророка Иеремии, мы находим одну из самых  известных его проповедей. Иеремия должен был произнести ее в иерусалимском храме. Здесь идет речь о поддельном благочестии. Обличительная речь пророка была призвана открыть глаза жителям Иерусалима и почитающим Бога, ведь правильная постановка диагноза, является необходимой предпосылкой процесса излечения. Таким образом, эта проповедь была самым серьезным предупреждением народу Божиему, а также указывала направление для изменений. И сегодня это пророческое слово может стать руководством для действий, ведь вместо того, чтобы сетовать на тьму, не лучше ли зажечь свечу?

Итак, в первую очередь, ложное благочестие связано с внешними атрибутами и символами. Центральным символом проповеди Иеремии являлся иерусалимский храм. Храм Господень – это знак Божьего присутствия среди Израиля. Однако жители Иерусалима забыли, что это всего лишь знак – Бога нельзя закрыть в храме, как и сегодня в церковном здании, ограничить Его действие отдельной территорией, деноминацией, или конфессией. «Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень» (Иеремии 7.4). Словами Карла Барта, иудеи хвалились, сидя у русла высохшей реки, где остался лишь след некогда бурлящего водного потока. Ведь Божию благодать невозможно присвоить. 

Сегодня же такими атрибутами может стать все что угодно: моя церковь, деноминация, мой христианский опыт или «стаж». Кто-то успел сделать таким атрибутом Божьего благоволения богатство и успех, а также бедность, наличие образования или его отсутствие. Здесь будут уместны слова К. С. Льюиса: «Когда средства становятся автономными, они становятся губительными».

Первым шагом к подлинности является отказ от чувства ложного превосходства. Поэтому нам так необходим сброс настроек, не соответствующих Св. Писанию. У нас нет преимуществ, льгот. Мы все равны перед Богом и нуждаемся в Его благодати каждый день, независимо от нашего сана, духовного опыта или служения. Таким образом, поиск целостности начинается с чувства смирения и признания своей уязвимости.

Еще один признак ложного благочестия, идет в тесной связи со сказанным выше - это болезненный поиск безопасности, комфорта, ложной стабильности, тогда как настоящее благочестие включает в себя кризис как часть христианского призвания. Действительно, один из самых сложных уроков жизни состоит в том, что кризисы могут стать ступенью для роста и развития. Наша вера достигает зрелости, лишь подвергаясь испытаниям (1 Петра, 1:7). По словам Чарльза Тейлора: «Чем более детской является наша вера, тем проще нам от нее отказаться». Так, надежды современников Иеремии оказались пустыми, ведь они были склонны более верить оптимистическим прогнозам царя и религиозных лидеров, чем суровому предупреждению пророка.

 После проведенной деконструкции гордыни и пустых надежд,  требованием Иеремии было «исправление путей и деяний» (стих 5). Теперь новое мышление должно проявиться в новых решениях и поступках. Ведь ложное благочестие выражается как раз в словах и намерениях, лишенных реализации в деле и жизни. Создается ситуация, когда пустые разговоры заменяют работу над собой, жертвенное служение, созидание здоровых взаимоотношений. Так же как в известной притче Иисуса, осуждение постигает вовсе не за то, что было сделано, но за то, что сделано не было (см. Мф. 25:31-46). Ведь настоящее благочестие имеет отношение к решениям и соответственным поступкам: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он». (Послание Иакова 1:22-24).

Чего же ожидает Бог от Своего народа? Ответ весьма прозаичен: «…если будете верно производить суд между человеком и соперником его, не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе, — то Я оставлю вас жить на месте сем, на этой земле». Ложное благочестие, в соответствии со словами пророка, ограничивается кругом собственных потребностей и интересов, где нет места проблемам и трудностям ближнего. Такое «благочестие» максимально эгоистично. Призыв пророка для народа Божьего сегодня – пристально смотреть за пределы круга, отвечать на просьбы о помощи, содействовать справедливости в обществе.

Другими словами, становиться настоящими последователями Христа.  

 Валерий Секисов

Май, 2017