"В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы". (Книга Бытие 1:1-4)
Однажды молодого журналиста, который стажировался в большой газете, отправили написать репортаж об одном местном событии. По возвращении он представил статью на двенадцать страниц. Даже не взглянув на нее, редактор попросил сократить текст в два раза. Посмотрев на результат, сказал сделать снова так же. Наконец, взяв в руки текст, попросил изложить материал в пределах одной страницы.
- Но как так! Я столько работал! - возмутился журналист.
- Молодой человек! – обратился к нему редактор, - следует помнить, что когда Господь дал отчет о сотворении мира, Он использовал семь слов: «В начале сотворил Бог небо и землю».
Когда мы обращаемся к этому тексту книги Бытие, мы не находим многого из того, что ожидали увидеть. В контексте книги, повествование о сотворении занимает весьма скромное место. Размер блюда не соответствует нашему аппетиту.
Прежде всего, обратим внимание на то, чего в этом тексте нет.
Давайте обратим внимание на то, что есть в этом тексте и является намного более значимым. Повествование, здесь говорит не столько о мире, и даже не о человеке! В первую очередь, это слово о Боге и Его сущности! Каковы аргументы? В 31 стихе 1 главы, слово «Бог» упоминается 31 раз! Теперь рассмотрим, каким образом данный текст открывает нам Бога Творца.
Бог, Который говорит.
Эта книга начинается с того, что Бог произносит Слово. Этого может быть достаточно, чтобы остановиться и размышлять только об этом. Это та особенность, что отличает Бога от «богов» и идолов, которые «имеют уста, но не говорят». Кстати, в первой главе Библии слово «говорить» используется 11 раз, не считая слов «называть» и «благословлять».
Таким образом, хотя сущность и природа Бога и остается непостижимым, однако мы можем слышать Его голос и Его Слово.
Особенностью Слова Божьего, является то, что оно не расходится с делом. Здесь, Бог призывает к существованию мир, и так происходит. Позже Слово Бога призовет Авраама к путешествию всей его жизни, Моисей услышит призыв к освобождению Израиля. Пророки будут призывать Израиль обратиться к Господу.
Однако Евангелие открывает нечто большее, теперь речь идет о Слове, которое воплотилось: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». (Св. Евангелие от Иоанна 1:1). Вовсе не случайны параллели между этими текстами из книги Бытие и Евангелия от Иоанна. В то время как первый говорит о Творении и рождении жизни, второй текст утверждает начало новой жизни и нового творения в Иисусе Христе.
В соответствии с Посланием к Евреям 1.1: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил». Иисус - последнее Слово Бога, если мы не слышим Его, Богу больше нечего нам сказать.
Бог, который творит.
Данный текст избегает двух крайностей мировоззрения: мифологического, где начало связано с деятельностью богов и материальному миру не придается большого значения. А также, научного, мир объясняет сам себя, не нуждаясь в Боге. Он - Создатель всего, вместе с тем творение отражает природу и благость Творца.
Здесь мы находим динамику, переход от состояния хаоса к упорядоченному космосу. Первоначальное творение бесформенно (стих 2), но Бог провозглашает Свое Слова в хаос, создавая вселенную в соответствии с Его замыслом.
Тот же промысел относится и к истории Израиля: у Бога есть благая цель, чтобы дать будущность и надежду (ср. Иер. 29:11).
Это повествование напоминает и современным христианам, что наша судьба – в руках Творца, и Его предназначение это лучшее, чему мы можем следовать.
Автор всего прекрасного.
Красота – забытый критерий творения. В поисках прекрасного мы не обращаемся к богословам, это качество, кажется, мы находим лишь у писателей, художников, поэтов. Однако слова из книги Бытие «хорошо весьма», это и эстетическая оценка – творение прекрасно.
Клайв Льюис – знаменитый писатель и богослов в своей духовной автобиографии «Настигнут радостью» вспоминает, что в начале своего пути к Богу он много читал христианских писателей. По его мнению, тогда: «Христиане не правы, но все остальные скучны». Его произведения и сегодня привлекают читателя отблесками Красоты, которую он открыл в Боге.
Рассмотрев этот текст, мы увидели, каким образом Бог открывает Себя в первой главе Библии - Он – Истина, Благо и Красота.
Автор: Валерий Секисов