"В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы". (Книга Бытие 1:1-4)

Однажды молодого журналиста, который стажировался в большой газете, отправили написать репортаж об одном местном событии. По возвращении он представил статью на двенадцать страниц. Даже не взглянув на нее, редактор попросил сократить текст в два раза. Посмотрев на результат, сказал сделать снова так же. Наконец, взяв в руки текст, попросил изложить материал в пределах одной страницы.

- Но как так! Я столько работал! - возмутился журналист.

- Молодой человек! – обратился к нему редактор, - следует помнить, что когда Господь дал отчет о сотворении мира, Он использовал семь слов: «В начале сотворил Бог небо и землю».

Когда мы обращаемся к этому тексту книги Бытие, мы не находим многого из того, что ожидали увидеть. В контексте книги, повествование о сотворении занимает весьма скромное место.  Размер блюда не соответствует нашему аппетиту.

Прежде всего, обратим внимание на то, чего в этом тексте нет.

  1. Здесь нет научного описания сотворения мира. Дело в том, что наука, как мы ее понимаем теперь, существует приблизительно 400 лет, а приобрела современную форму лишь в ХІХ веке. Это богословское, а не научное описание, в котором использован соответственный язык и стиль.
  2. Также здесь отсутствует историческое изложение событий. Это не хроника, и автор не намеревается доказать что создание мира произошло точно 4004 г. до н.е., в декабре месяце. Мы не знаем на основании этого текста, насколько стара наша планета: Земле 10 тысяч лет или несколько миллионов.
  3. Здесь нет также доказательств сотворения мира или существования Бога, нет и малейшей попытки защитить веру. Бытие Бога здесь утверждается, а не доказывается. В то же время, мы стремимся обезопасить себя, удостоверить ту веру, которую имеем. И в этом нет ничего плохого, однако болезненный поиск таких доказательств, неприятие того факта, что отдельные вопросы остаются вопросами веры, часто приводит либо к «исследованиям» в YouTube и Википедии, либо к разочарованиям. По словам Алистера Макграта, любой фундаментализм притягателен, что религиозный что антирелигиозный: он подкупает обещаниями уверенности. Реальный мир вне этих пузырей фальшивой уверенности гораздо сложнее и опаснее. Но нам приходится с ним мириться и в нем жить.

Давайте обратим внимание на то, что есть в этом тексте и является намного более значимым. Повествование, здесь говорит не столько о мире, и даже не о человеке! В первую очередь, это слово о Боге и Его сущности! Каковы аргументы? В 31 стихе 1 главы, слово «Бог» упоминается 31 раз! Теперь рассмотрим, каким образом данный текст открывает нам Бога Творца.

Бог, Который говорит.

Эта книга начинается с того, что Бог произносит Слово. Этого может быть достаточно, чтобы остановиться и размышлять только об этом. Это та особенность, что отличает Бога от «богов» и  идолов, которые «имеют уста, но не говорят». Кстати, в первой главе Библии слово «говорить» используется 11 раз, не считая слов «называть» и «благословлять».

Таким образом, хотя сущность и природа Бога и остается непостижимым, однако мы можем слышать Его голос и Его Слово.

Особенностью Слова Божьего, является то, что оно не расходится с делом. Здесь, Бог призывает к существованию мир, и так происходит. Позже Слово Бога призовет Авраама к путешествию всей его жизни, Моисей услышит призыв к освобождению Израиля. Пророки будут призывать Израиль обратиться к Господу.

Однако Евангелие открывает нечто большее, теперь речь идет о Слове, которое воплотилось: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». (Св. Евангелие от Иоанна 1:1). Вовсе не случайны параллели между этими текстами из книги Бытие и Евангелия от Иоанна. В то время как первый говорит о Творении и рождении жизни, второй текст утверждает начало новой жизни и нового творения в Иисусе Христе.

В соответствии с Посланием к Евреям 1.1: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил». Иисус - последнее Слово Бога, если мы не слышим Его, Богу больше нечего нам сказать.

Бог, который творит.

Данный текст избегает двух крайностей мировоззрения: мифологического, где начало связано с деятельностью богов и материальному миру не придается большого значения. А также, научного, мир объясняет сам себя, не нуждаясь в Боге. Он - Создатель всего, вместе с тем творение отражает природу и благость Творца.

Здесь мы находим динамику, переход от состояния хаоса к упорядоченному космосу. Первоначальное творение бесформенно (стих 2), но Бог провозглашает Свое Слова в хаос, создавая вселенную в соответствии с Его замыслом.

Тот же промысел относится и к истории Израиля: у Бога есть благая цель, чтобы дать будущность и надежду (ср. Иер. 29:11).

Это повествование напоминает и современным христианам, что наша судьба – в руках Творца, и Его предназначение это лучшее, чему мы можем следовать.

Автор всего прекрасного.

Красота – забытый критерий творения. В поисках прекрасного мы не обращаемся к богословам, это качество, кажется, мы находим лишь у писателей, художников, поэтов. Однако слова из книги Бытие «хорошо весьма», это и эстетическая оценка – творение прекрасно.

Клайв Льюис – знаменитый писатель и богослов в своей духовной автобиографии «Настигнут радостью» вспоминает, что в начале своего пути к Богу он много читал христианских писателей. По его мнению, тогда: «Христиане не правы, но все остальные скучны». Его произведения и сегодня привлекают читателя отблесками Красоты, которую он открыл в Боге.

Рассмотрев этот текст, мы увидели, каким образом Бог открывает Себя в первой главе Библии - Он – Истина, Благо и Красота.

Автор: Валерий Секисов