Упрощенный взгляд на содержание книги пророка Ионы, приводит на память афоризм древнегреческого мыслителя: «Судьба ведет мудрых, а неразумных она тащит». Однако смысл данной книги вовсе не в том, чтобы показать тщету человеческих усилий в борьбе с Богом или судьбой. В данной книге кроется важное отличие от античного мифа: в диалоге с Богом происходит внутреннее преображение пророка. А ирония этой истории в том, что завоевание сердца пророка, его воспитание, становится более трудной задачей, чем обращение целого народа.

Эта, увлекательная с литературной точки зрения, история содержит три действующие стороны: Бога, как инициатора суда и спасения над величественным городом древнего мира, пророка Иону, а также, самих жителей Ниневии. Однако главный герой книги - Иона, пророк, убегающий от призыва Бога, который претерпевает различные бедствия, пока, наконец, решает выполнить Божие повеление. Читая историю, мы словно видим его глазами Ионы: как он видит и понимает Бога, и свою задачу.

И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня... (Иона 1:1-3).

С чего начинает Бог? Он обращается к человеку Словом. Однако, ответ пророка не задан наперед, и Иона отвечает самым неожиданным образом, отправившись в противоположном направлении, в Фарсис. Интересно, что Бог не стремится тотчас заставить пророка изменить свое решение, ожидая самостоятельного ответа своего посланника. Иона видит и понимает, чего хочет от него Бог, и, вместе с тем, желает скрыться как можно дальше и глубже. Трюм корабля, морская глубина и, наконец, чрево огромной рыбы демонстрируют эту попытку пророка, пока, наконец, Иона вновь обращается в молитве к Богу. Его смирение и послушание приводят его на берег, где Бог повторно обращается к Ионе, таким образом, даруя ему второй шанс.

В данной истории мы открываем Бога, Который ведет диалог с человеком, и напротив, пророка Ему возражающего. Можно ли бежать от Бога? Имеем ли мы дело с Богом, с Которым можно и нужно спорить (Э. Фромм)? Действительно, это пример диалогического существования «где обе стороны свободны и обе стороны рискуют» (У. Брюггеман). Такая ситуация исключает что-либо определенное раз и навсегда, она предусматривает свободу, доверие и ответственность. И пророк проходит свой жизненный путь, преображаясь в диалоге с Богом.

Еще один вопрос: как Иона представляет Бога? В то время как боги Древнего Востока олицетворяют ужас и тиранию, Иона видит Бога радикально иначе: «… ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии» (Ионы, 4.2). Помилование Ниневии стало еще одним подтверждением этому: миром правит не злой рок, обрезающий крылья свободы, а благое провидение, которое предусматривает решения и поступки человека. Даже Иона не соглашается с решением Бога отменить Свой суд! Этот урок слишком труден для посланника Бога (для него ли только?) - ведь могущество Бога мы познаем, когда чудо происходит с нами, а Его любовь – когда чудо приходит в жизнь других, которых мы считаем недостойными.

Однако, напротив - язычники, с которыми встречается Иона, оказываются более открытыми Богу чем сам пророк: капитан корабля который обращается с искренним призывом о молитве к Ионе, команда готовая рисковать жизнью ради него, в то время как Иона отстраняется, не признавая истинных причин их трудностей. И, наконец, жители Ниневии с готовностью отвергают злые дела и в покаянии обращаются к Богу. Таким образом, еще один урок Ионы заключен в том, что мы открываемся для мира и миссии в нем, преодолевая, собственные предрассудки и ограниченность, обретая внутреннюю свободу, которая присуща жизни в общении с Богом.

Валерій Секісов