Года два назад, во время городской молитвы, где собрались христиане нескольких общин, к нашему пастору подошел представитель известной в то время нерелигиозной организации, внимательно посмотрев в глаза, он сказал: «Много всего видел, но церкви с названием «Калифорния» никогда не встречал». При слове «Филадельфия» у большинства украинцев возникает стойкая ассоциация со страной красивой жизни за океаном, а знакомство местного населения с модным сыром и роллами только закрепило исключительно «заокеанскую» ассоциацию. Что же на самом деле значит это слово, и почему так называется церковь?

.

Древнегреческое слово «филадельфия» (φιλαδελφίᾳ) дословно означает «братолюбие» и достаточно часто встречается в Новом Завете, например: «будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте…» (Римл. 12:10), «О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга…» (1-е к Фессал. 4:9); в другом месте автор послания к Евреям наставляет нас: «Братолюбие между вами да пребывает.» (Евр. 13:1). Петр также несколько раз говорит о братолюбии: «в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.» (2-е Петра 1:7), «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца…»(1-е Петра 1:22)

Не много ли условий? «Очистив душу послушанием», «нелицемерно», «постоянно» (не только на воскресном служении), и в нагрузку – от «чистого сердца» …

В первой христианской церкви были люди самых разных социальных слоёв: и рабы и свободные, римские граждане и люди, считавшиеся недостойными гражданства, богатые и бедные, образованные и простые… Авторы посланий к этим первым церквям призывают: «будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью» , то есть ты, который всю свою жизнь считался аристократом, должен проявлять христианскую любовь не то, чтобы к плебею, а к рабу, да ещё и с нежностью; ты, который образован и начитан, должен быть полон желания первым проявить почтение человеку, который никогда не читал и не писал. И, о что ещё тяжелее, если ты обрезан, то ты должен почитать необрезанного. Христос уравнял всех! Перед крестом нет ни пола, ни национальности, ни социальных классов…Вся та система, которая столетиями выстраивалась греховным обществом оказалась грудой мусора, все были в одном и том же положении перед Богом – в состоянии абсолютной испорченности и полного рабства греху. Христос ценой своей жизни уравнял всех еще раз, дав каждому шанс стать прощенным и освобожденным из рабства греха. Но, судя по тому как часто авторы Нового Завета делают на этом особый акцент, первым христианам воплотить это в жизнь было не так легко.

Хоть уже и нет рабства, но на самом деле с тех пор изменилось не так много, как мы думаем. По-прежнему все мы склонны себя кем-то считать, мы идентифицируем себя по принадлежности к какой-то группе: патриотов, умных, красивых, давно уверовавших, приветливых, честных, богатых, успешных…Мы используем самые разные категории. Поэтому, и сегодня в церкви этот призыв проявлять братолюбие звучит также невозможно, как и тогда в первой церкви. Этот вызов повергает нас в полное отчаяние, если мы честны сами с собой, конечно, и это естественная реакция.

Петр говорит: «Послушанием истине…, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию» К братолюбию мы сами по себе не способны, это то, чему противится всё наше естество, для братолюбия мы должны «очистить души наши ПОСЛУШАНИЕМ истине», мы пришли ко Христу в момент отчаяния, мы не пришли от сознания того, что мы и сами можем любить.  Мы выбрали подчинить свою жизнь Ему, и там у ног распятого Христа начинается наш путь к братолюбию. «Послушанием истине»- мы, христиане, должны помнить, что истина – это не набор знаний или понятий, истина – это личность Христа – «Я есть Путь, Истина и Жизнь…» Когда мы выбираем каждый день быть в послушании Христу, мы очищаем наши души к «нелицемерному братолюбию». Любить людей можно только после того, как ты однажды полюбил Бога.

Такое название нашей церкви отнюдь не означает, что мы уже достигли полной меры братолюбия, напротив, оно служит нам напоминанием о том, к чему мы стремимся и всякий раз φιλαδελφίᾳ указывает на то, что для нас, однажды принявших решение подчинить свою жизнь Богу, любовь к брату или сестре, лежит через каждодневное подчинение Истине.

В современном мире, где главным тезисом является «я –уникальный, поэтому я непременно должен быть счастлив» или «я непременно должен достичь своей цели» понятие «филадельфии» кажется совершенно безумным, так оно и есть для нашего естественного человека, ведь «братолюбие» - это не наша идея, а идея самого Бога. Это и есть сверхъестественное чудо, которое изменяет нас каждый раз, когда мы выбираем «послушанием истине очистить наши сердца».

Автор: Т.Е.

ц. Филадельфия, г. Ирпень